Однажды отец, по обыкновению, уехал в лес, а под вечер на санях привезли его бездыханное тело – одна из сосен упала так стремительно, что Михаил Кошкин так и не успел отбежать в сторону – тяжелое дерево придавило его насмерть.
Семилетний Миша фактически остался за старшего. После потери кормильца семья жила впроголодь; за то, что мальчишка пас гусей, платили сущие копейки, но спрашивали очень строго. Не раз он был бит за то, что гусенка утащил ястреб.
Начинал с карамельной фабрики
![]() |
Михаил Кошкин в 1920 году |
Когда парню не было и шестнадцати, разразилась Первая мировая война. А спустя некоторое время его забирают на фронт. Правда, повоевать толком не удалось – социалистическая революция остановила мировую войну для России с тем, чтобы начать гражданскую внутри страны. Естественно, очень скоро Михаил Кошкин пополнил ряды Красной Армии. Боевое крещение принял в боях под Царицыным, потом его отправили на Север, под Архангельск. В Гражданскую войну орденов не заработал, зато был несколько раз ранен.
Непосредственно из войск его направили на учебу в Москву, в Коммунистический университет им. Свердлова, где и закладывались основы его научных знаний. А после окончания учебы, узнав, что у Кошкина большой опыт работы в кондитерской промышленности, его направляют в Вятку, директором местной карамельной фабрики. Правда, менее чем через год его «выбирают» секретарем одного из райкомов партии, так что Михаил с головой окунается в партийную работу.
Но при этом он никогда не оставлял учебники, пытаясь дополнить знания, полученные в университете, новыми. Ведь в «Свердловке» его учили в основном науке убеждать, руководить, в основном идеологии, а точным наукам внимания практически не уделялось. Так что химию, физику, математику пришлось открывать чуть ли не самостоятельно.
Из парткома на студенческую скамью
![]() |
Будущий конструктор (второй слева) со студентами "политеха" |
В институте к Кошкину отнеслись с должным вниманием. Во многом благодаря тому, что Михаила хорошо знал кумир ленинградских коммунистов Сергей Миронович Киров. Так что все пять лет учебы для будущего конструктора был создан режим наибольшего благоприятствования. И 32-летний студент отвечал на такую заботу тем, что почти не знал ни отдыха, ни сна.
Особенностью танкостроения того времени было отсутствие на танках дизельных двигателей. И только в начале 30-х годов было принято решение делать танки с дизельными двигателями. А пока идет создание нового образца техники, рекомендовалось ставить дизельные двигатели на уже существующие танки.
Киров в своем протеже не ошибся
В 1934 году, после окончания института, Кошкин благодаря протекции Кирова попадает на работу в опытный конструкторско-механический отдел завода № 185 в Ленинграде, который выпускал тогда в год до двадцати опытных конструкций бронетехники. Кошкин принял участие в разработке среднего танка с противопульным бронированием Т-29-5, а с 1936 года трудился над созданием первого отечественного танка с противоснарядным бронированием Т-46-5. По своим характеристикам он предназначался только для непосредственной поддержки пехоты и не отвечал новым требованиям, стоящим перед перспективными образцами бронетехники, поэтому не получил дальнейшего развития. Кстати, за создание этого образца Михаил Ильич был награжден орденом Красной Звезды.
Но начавшаяся в Испании гражданская война наглядно продемонстрировала, что одной функции поддержки пехоты для современного танка явно недостаточно, особенно при прорыве глубокоэшелонированной обороны. Нужна была боевая машина, способная взламывать вражеские укрепления.
С целью решения этой задачи во второй половине 1936 года Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна был переименован в завод № 183, и сюда было решено перебросить заместителя директора опытного конструкторско-механического отдела завода № 185 Михаила Кошкина.
Затруднительный выбор
![]() |
Михаил Ильич (стоит справа) на испытаниях танка |
Были изготовлены два варианта танка. Приемная комиссия оказалась в положении Буриданова осла: так и не сумев принять решение, какой танк запустить в производство, а какой «задробить». И только финская компания 1939-1940 годов расставила все по своим местам – гусеничный танк оказался куда более маневренным в условиях пересеченной местности. И тогда было принято решение – изготовить два гусеничных танка на базе А-32 с учетом утолщенной до 45 мм брони и установки 76 мм пушки, а также именовать танк – Т-34.
10 февраля 1940 года два первых опытных танка Т-34 были изготовлены и переданы для испытания. Они прошли успешно, и Автобронетанковое управление РККА решило «прогнуться» перед генеральным секретарем Сталиным, приказав Кошкину пригнать оба танка в Москву. Причем возглавить пробег непременно должен был сам конструктор – вдруг у отца народов возникнут вопросы.
5 марта оба танка выехали из Харькова, и спустя несколько дней они прибыли в Москву. 17 марта танки были продемонстрированы членам Правительства. По просьбе Сталина обе «тридцатьчетверки» проехали по Ивановской площади Кремля. Иосифу Виссарионовичу они настолько понравились, что он даже похлопал один из танков по башне и одобрительно сказал: «Первая ласточка».
![]() |
Легендарная "тридцатьчетверка" |
В Харьков он вернулся вообще совершенно разбитым. Из Москвы срочно был вызван лучший специалист по легочным заболеваниям. Но он пришел к неутешительному выводу – единственное, что может спасти конструктора – это удаление пораженного легкого. Операция прошла успешно. Но это, по большому счету, не помогло – спустя пять месяцев, 26 сентября 1940 года, Михаил Ильич Кошкин скончался…
Лауреатом Государственной премии 1942 года он стал посмертно. К тому времени стало ясно – танк Т-34 превосходит машины своего класса.
Попытка «копировать» Т-34 у немцев провалилась...
«Танк Т-34 произвел сенсацию, – писал в своем дневнике гитлеровский генерал-лейтенант-инженер Эрих Шнейдер. – Этот 26-тонный русский танк был вооружен 76,2-мм пушкой (калибр 41,5), снаряды которой пробивали броню немецких танков с 1,5–2 тысяч метров, тогда как немецкие танки могли поражать русские с расстояния не более 500 м, да и то лишь в том случае, если снаряды попадают в бортовую броню или в кормовую часть танка Т-34...» Тот же генерал с горечью констатировал: «Попытка создать танк по образцу русского Т-34 после «его тщательной проверки немецкими конструкторами оказалась неосуществимой».
Вот так. А это уже слова маршала Ивана Конева: «Тридцатьчетверка» прошла всю войну от начала до конца, и не было лучшей боевой машины ни в одной армии. Ни один танк не мог идти с ней в сравнение – ни американский, ни английский, ни немецкий. До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным. Как мы были благодарны за него нашим уральским и сибирским рабочим, техникам, инженерам!» Кстати, с 1940 по 1946 год было выпущено более 60 тысяч «тридцатьчетверок».
Жаль, что не уберегли Михаила Ивановича. Сколько бы он создал еще танков, одному Богу известно…