Притом что школьная программа в Украине предусматривает всестороннее и достаточно длительное изучение шевченковского наследия, наши знания о нем оказываются не то чтобы поверхностными, а, скорее, просто набором штампов.
Чего греха таить, я и сама не подозревала, насколько интересным может быть погружение в тему, которая, казалось бы, за долгие годы школьной жизни должна уже набить оскомину не только ученикам, но и преподавателям. И проблема (теперь я уверена) не в самой теме, а в устаревших подходах, ярлыках и информационном мусоре, сквозь который далеко не у каждого хватит нервов продираться. Но давайте вернемся непосредственно к ответам старшеклассников.
«Гениальный поэт, но его стихи не цепляют меня. Так может писать кто угодно, даже я!»
К сожалению, такое впечатление не единичное. Не буду бросать камни в огород учителей-филологов, что, дескать, не смогли научить видеть, в чем именно гениальность. Этому следует посвятить не одну статью. А поделюсь собственным совершенно случайным открытием!
![]() |
Поразительное портретное сходство! Иван Миколайчук в образе Тараса Шевченко (фильм "Сон", 1964) |
В доказательство привожу несколько музыкальных ссылок:
Небольшой любительский клип на песню молодой команды «Бандурбенд», посвященный наиболее стойким образам и ассоциациям, которые вызывает имя Шевченко в воображении «простых смертых», то есть нас с вами;
Песня Ирины Билык «Бандуристе, орле сизий»;
Кобзарь Васыль Жданкин «Б'ють пороги».
«Я не знаю, что сказать о Шевченко нового… Разве что рассказать о нем как о художнике или… извращенце и алкоголике».
![]() |
Автопортрет Тараса, долгое время бывший под запретом. И правда, разве "может пророк быть голым"! |
О художнике мы еще поговорим, а вот на последних словах про «извращенца и алкоголика» хотелось бы сейчас остановиться. Почему-то Шевченко относится к той категории исторических личностей, из которых стремятся сделать либо икону, либо вурдалака.
В Интернете, оказывается, очень сложно найти что-то действительно интересное и свежее о нем. Постоянно натыкаешься или на однотипные рефераты, дублирующие школьные учебники, в которых Шевченко весь такой «причесанный и мудрый пророк», или же на такие грязь и пошлость, которые на самом деле не выдерживают никаких аргументов обычной логики, не говоря уже о сомнительности фактов их обоснования. Безусловно, у каждого из нас есть свои достоинства, свои недостатки и такие черты, в которых стыдно признаться.
Но вот только гениям нам бывает сложно простить их «неидеальность». Копаться в грязном белье мне не хочется. Тарас Шевченко много значит не только для украинского народа, но и для мировой культуры, однако не будем забывать, что он, прежде всего, человек! И значит, ничто человеческое чуждо ему не было.
«Шевченко-художник – это вообще оксюморон. Единство необъединяемого. Я не видел его картин, но уверен, что Айвазовский рисовал лучше… Это все равно что кондуктор трамвая станет президентом!»
![]() |
Картина Тараса Шевченко "Натурщица", 1840 |
Многие исследователи (среди них и зарубежные) утверждают, что как художник Шевченко во многом опережал свое время. Брюллов, Венецианов, Жуковский и другие признанные мастера и современники Тараса утверждали, что он не просто художник, а еще и новатор, смелый экспериментатор в области прикладного искусства, специалист «не классической манеры письма». Его работы объединяют в себе многие направления, и часто в них видят предтечу таких стилей, о которых речь пойдет десятки лет спустя! Кстати, за работы в области гравюры Тарасу было присвоено звание академика Петербуржской академии искусств.
А вот здесь картины Тараса, которые особенно «зацепили» меня. Кстати, видеоряд положен на песню группы «Кому вниз», на слова – кого бы вы думали?
«Творчество Шевченко сейчас не актуально. Он жил в иное время, а сегодня уже нет крепостных… Не знаю, чем он может заинтересовать молодежь».
![]() |
Будущее немыслимо без прошлого! |
Надеюсь, мои эмоции и впечатления затронули вас. Безусловно, о многом я не сказала, но это только стимул для вашего собственного поиска, дорогие и неравнодушные читатели!
P.S. Любительские клипы, на которые я привела ссылки, смонтированы мной и моим братом в процессе подготовки к школьному мероприятию.