Как сообщал MIGnews.com.ua, Генеральная прокуратура вчера объявила о завершении следствия в отношении бывшего генерал-лейтенанта милиции Алексея Пукача.
Неожиданным стало изменение главного пункта обвинения – ГПУ отказалась от формулировки "заказное убийство", переквалифицировав его в убийство, совершенное в связи с журналистской деятельностью Георгия Гонгадзе. Дело Пукача выделено в отдельное производство и будет направлено в суд. Бывшие адвокаты фигурантов дела об убийстве журналиста считают, что таким образом ГПУ скрывает отсутствие результатов по установлению заказчиков преступления.
Главное управление по расследованию особо важных дел ГПУ вчера повторно объявило о завершении расследования уголовного дела по обвинению Алексея Пукача. Напомним, в сентябре ГПУ уже сообщила о завершении следствия, назвав заказчиком и подстрекателем убийства журналиста Георгия Гонгадзе покойного министра внутренних дел Юрия Кравченко. Однако в связи с тем, что такой вывод ГПУ вызвал неоднозначную реакцию в обществе, по решению заместителя Генпрокурора Рената Кузьмина, курирующего расследование особо важных дел, следствие было продлено.
По сравнению с предыдущим обвинительным заключением в новом изменился лишь один подпункт – п. п. "и" ст.93 УК в редакции 1960 года заменили на п. п. "в" той же статьи. Однако это меняет суть обвинительного заключения: если ранее Алексей Пукач обвинялся в умышленном убийстве, совершенном по заказу по предварительному сговору группой лиц, то теперь ему вменяется в вину умышленное убийство, совершенное в связи с выполнением потерпевшим служебных и общественных обязанностей по предварительному сговору группой лиц.
"Досудебным следствием установлено, что в ночь с 16 на 17 сентября 2000 года Пукач А. П., действуя по указанию министра внутренних дел Кравченко Ю. Ф., совершил умышленное убийство журналиста Гонгадзе Г. Р. по предварительному сговору лиц в связи с выполнением потерпевшим общественных и журналистских обязанностей", – говорится в сообщении пресс-службы ГПУ.
Кроме того, Алексей Пукач обвиняется в превышении власти и совершении насильственных действий в отношении представителя Киевского общественного правозащитного объединения "Мы" Алексея Подольского. Еще один пункт обвинения – уничтожение служебных документов департамента оперативной службы МВД, которые содержали важную для следствия информацию о лицах, участвовавших в незаконном наблюдении за Георгием Гонгадзе.
Несмотря на то, что от формулировки "заказное убийство" по отношению к делу Пукача следствие отказалось, в ГПУ отмечают, что "в ходе следствия также получены показания обвиняемого и других свидетелей, что к совершению преступлений в отношении Гонгадзе и Подольского могут иметь отношение определенные должностные лица". "Но по объективным причинам из-за завершения предельного срока содержания под стражей обвиняемого Пукача эту информацию пока не удалось проверить в полном объеме, – объяснили в ГПУ. – Поэтому 30 ноября 2010 года уголовное дело по обвинению Пукача в части доказанного обвинения выделено для направления в суд".
Вместе с делом Пукача в суд будут направлены материалы, касающиеся Юрия Кравченко, а именно – об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении него как погибшего.
В ГПУ вчера подчеркнули, что продолжают досудебное следствие "для установления всех лиц, которые могли иметь отношение к совершению указанных преступлений, и доказательства их вины".
"Генпрокуратура расписалась в том, что она не установила все обстоятельства преступления или не захотела этого сделать", – сказал Виктор Чевгуз, бывший адвокат одного из исполнителей убийства Георгия Гонгадзе Николая Протасова. Напомним, в 2005 году дело в отношении исполнителей убийства Георгия Гонгадзе – бывших сотрудников МВД Николая Протасова, Александра Поповича и Валерия Костенко – также было выделено в отдельное производство и передано в суд. В марте 2008 года Апелляционный суд Киева вынес обвиняемым приговор.
Ни вдова Георгия Гонгадзе Мирослава Гонгадзе, ни ее представитель Валентина Теличенко пока не комментируют решение ГПУ. "Я не видела постановление и смогу комментировать по существу только после ознакомления с ним. Пока это только пресс-релиз или сообщение прокуратуры, комментировать его я не считаю правильным", – сказала Мирослава Гонгадзе. Ее представитель Валентина Теличенко рассказала, что в субботу, 4 декабря, она получила письмо ГПУ с информацией о том, что потерпевшие могут приступить к ознакомлению с материалами дела с 3 декабря. "Это или очередная манипуляция, или непрофессиональные действия", – подчеркнула Мирослава Гонгадзе.
Бывший адвокат Алексея Пукача Олег Мусиенко считает, что пункт обвинения был изменен, чтобы скрыть отсутствие результатов по установлению заказчиков убийства Георгия Гонгадзе.
"Генпрокуратура понимает, что направить в суд дело по обвинению лица в совершении умышленного убийства по заказу невозможно без указания заказчиков. Поэтому ГПУ умышленно пошла на изъятие этого пункта из обвинения, – сказал он. – Для обвиняемого каких-либо правовых последствий это не несет, потому что статья осталась та же. А изменить один пункт на другой – дело техники".
"У Генпрокуратуры было достаточно времени поставить все точки над "и" этого не произошло, потому что нет политической воли", - заявил защитник.
Также адвокат считает, что "эти заявления Генпрокуратуры свидетельствуют о том, что действующая власть таким своим половинчатым решением - она же не закрыла дела против Кучмы и Литвина - таким образом, хочет иметь рычаги влияния и на парламент".
Олег Мусиенко также считает, что дело об убийстве Георгия Гонгадзе вернется в Генпрокуратуру еще после предварительного рассмотрения в суде.
Он сообщил, что существуют доказательства причастности Юрия Кравченко к убийству Гонгадзе. "Доказательства есть, но я вам их не буду перечислять, чтобы не разглашать государственную тайну", - сказал адвокат в эфире телеканала ТВi.
"Последнее слово за судом, и предполагаю, что данное дело полетит "взад" в Генпрокуратуру, потому что там будут принимать участие и представители потерпевших, среди которых известные адвокаты - Федур, Теличенко", - считает Олег Мусиенко.
Бывший адвокат Алексея Пукача Сергей Осыка считает, что между Пукачем и следствием в деле об убийстве Георгия Гонгадзе существует договоренность. "Я думаю, что есть определенные договоренности между Пукачем и следствием", - сказал он.
"Пукач говорит до определенного момента, и следствие действует в его интересах. Там уже все обусловлено до суда. Пукач, фактически, заключил контракт со следствием и говорит все то, что интересно следствию", - убежден Сергей Осыка.
По материалам газеты "Коммерсантъ-Украина", Украинская правда, Радио "Свобода"